Поверья и суеверия Древних Славян

Поверья и суеверия Древних Славян

До того, как на Руси было введено христианство религия древних славян являлась языческой и тесно была связана с природой и ее явлениями. Древние славяне поклонялись различным богам, приносили им жертвы и проводили обряды. Помимо основных богов (Сварога, Перуна, Даждьбога, Лады, Велеса и др.) они верили в различных духов, сущностей и бесов, которые обитали в лесах, водоемах, домах или являлись частью живой и неживой природы.

Древние славяне делили нечисть на изначальную, к ней причисляли леших, чертей, домовых, суседко и других, и производную, таких как навки, русалки, упыри, привидения и т.д. С некоторыми можно было договориться, например, принести подношение, с некоторыми договариваться было бесполезно.

Изначальные духи и поверья, связанные с ними

Изначальная нечисть не имела человеческой основы, то есть не была производной от человеческой души и являлась духом самостоятельным.

Древние славяне верили, что в прудах, реках, озерах и других водоемах проживает Водяной. Он командует над русалками, водными жителями и другой водяной нечистью. Дух этот не агрессивный, но вполне может пошутить над человеком: порвать выставленные им сети, портить жернова у мельниц. Иногда может и утащить человека в свое царство.

Древние славяне верили, что с Водяным тесно сотрудничает мельник, так как дух любит отдыхать рядом с водяными мельницами. Иногда Водяной в гневе может разрушить запруды. Тогда для успокоения разгневанного духа ему подносили жертву в виде домашнего животного.

В лесах хозяйничал Леший

Он очень походил на человека, только обувь у него была перепутана и глаза сверкали зелеными огоньками. Леший мог перевоплотиться в любой лесное животное или растение. Любил Леший и «пошутить» над человеком, голосом похожим на человеческий завести его в топи или чащобы. Чтобы избавиться от морока следовало вывернуть наизнанку одежду и поменять местами обувь на ногах.

Боится Леший черных петухов, кошек с четырехцветным окрасом. В принципе у духа нет желания причинять вред человеку, но предки верили, что 17 октября, в день мученика Ерофея в лес заходить опасно. В этот день Леший начинает беситься и может человека погубить. Считалось, что Леший также неравнодушен был к женскому полу. Пастухи старались «договориться» с духом, чтобы тот охранял их скот.

В полях и лугах обитали луговики и полевики

Полевик охранял хлебные поля. Нечисть эта довольно капризная, гордая, но если благоволила хозяину, то урожай удавался на славу. Появлялся он перед человеком в виде маленького старца в белых одеяниях. Любил Полевик и подаяния. Чтобы умилостивить вредного духа ему подносили подарки, например, ночью клали в овраг рядом с полем петушка и яйца.

Луговик житель и охранник лугов

Он следит, чтоб трава росла сочная, подготавливает ее к сенокосу. Жил луговик в норках, к ним же и подносили ему угощения. Но если же люди прозевали время покоса, то дух сильно сердился. Он запутывал траву так, что косы тупиться начинали, а на следующей год можно было не ждать хорошей травы.

В домах древних славян жил Домовой

Его функцией было защищать дом, помогать в хозяйстве. Дух этот обычно спокойный и людям редко пакостит, но тем не менее древние славяне не только его уважали, но и побаивались. Разозлившийся Домовой мог сильно испугать хозяина дома или щипать его по ночам. Любит и животных, холит их и ухаживает за ними, но если скотина пришлась ему не по душе, то может и до смерти ее замучить.

Люди старались с Домовым поддерживать хорошие отношения и не злить его зря. Ему подносили угощения в укромных уголках дома, если же семья переезжала в другой дом, то проводила обряд, приглашая Домового с собой.

Производная нечисть

Если изначальных духов можно было задобрить, то сложнее было с духами производными. Их опасались и старались избежать встречи, как правило, эта нечисть порождалась из проклятых душ, которые не смогли найти покой.

В водоемах людям порой встречались русалки. Древние славяне верили, что это души утопленниц, хотя и существовало мнение, что к ним причисляли души умерших в Русалочью неделею детей. Как правило, русалки злобные и коварные существа. Они были похожи на людей и в основном представлялись в образе очень красивых девушек. Любят русалки понежиться на камнях и расчесывать свои длинные волосы.

К женщинам они равнодушны, а вот парням с ними следовало быть аккуратными. Могла русалка своей красотой и дивным голосом завлечь парня в свое подводное царство, откуда выбраться ему уже было невозможно. Древние славяне верили, что злобный дух мог утащить на дно любого, кто посмел искупаться в полдень или во время рассвета или заката. Появлялись русалки не только в водоемах, их можно было увидеть и возле колодцев, моющихся в бане, но и иногда они приходили в дома, где когда-то жили.

Чтобы не попасть под чары русалки нельзя было смотреть ей в глаза, а смотреть только в землю. Избежать встречи с ней можно было, если не купаться в запретное время и ходить на реку и в лес только толпой, так как нападала нечисть на одиноких путников. Опасно было приближаться к воде и в Русалочью неделю.

Помимо этого, русалок пытались задобрить, а девушки вести с ними дружбу. Они дарили нечисти бусы и просили помощи в любовных делах.

Помимо Домового в домах Древних Славян обитала и его жена – Кикимора. Сущность эта была в основном вредная, могла разбивать посуду, запутывать пряжу, шуметь по ночам и вредить домашним животным.

Правда иногда дух был покладистым мог и ребенка успокоить или посуду помыть. Древние славяне считали Кикимору духом умершей от аборта девочкой. Избавиться от нее было весьма непросто. Иногда славяне делали от нее оберег.

Ночью человек мог столкнуться с упырем или мертвяком. Упырем называли дух покойного ведьмака, который мог оборачиваться волком или летающей тварью. Он высасывал кровь у людей и домашнего скота. Чтобы угомонить злобного духа древним славянам приходилось откапывать могилу и протыкать тело ведьмака осиновым колом.

К мертвякам относили всех, кто умер неестественной смертью – убитых, умерших от пьянства, самоубийц, ведьм и колдунов. Древние славяне верили, что таких мертвецов земля не может принять и они скитаются по земле и губят людей. Такого человека хоронили подальше от жилья и иногда сыпали на могилу угли. Место захоронения мертвяка старались обходить стороной.

Различных духов в религии Древних Славян было достаточно много, их почитали, боялись, старались дружить, а с некоторыми старались не сталкиваться. Изготавливали обереги и амулеты для защиты от нечисти, использовали заговоры, пытались задобрить подношениями. Но самое интересное суеверин смогли пережить и не исчезнуть спустя много веков, даже после крещения Руси и появления православия.

Сказания и вера в некоторых духов, например, в Домового до сих пор сильны, а в русских сказках можно встретить и Лешего, и Водяного, и Русалку и других духов языческой веры Древних Славян.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *